Лямбда-Зонд (Кислородный датчик)


SeL

1й датчик (до катализатора): 22641-xxxxx - Широкополосный NTK, Denso или Bosch, 4 либо 5 проводов.

2й датчик (после катализатора): 22690-xxxxx - Узкополосный NTK, Denso или Bosch, 3 либо 4 провода.

Если датчик единственный, то он какой-то из них.

 

Как распознать какая (актуально для Denso):- Заглушите двигатель

- Рассоедините разъем

- Включите зажигание (Ключ в положение ON), двигатель заглушен

- Вольтметром относительно кузова проверьте напряжение на разъеме от мозгов (на разьеме со стороны лямды этот провод синий (возможно черный, он в нужном цвете единственный)

- Если там 0.2 - 0.9 вольта, то - датчик узкополосный

- Если там больше 2 вольт, то - датчик широкополосный

 

Проверка

Очень часто сам датчик исправен, а неполадки в проводке, в этом случае замена датчика ничего не даст, зря потратите деньги и угробите новый датчик.

 

Неисправности в проводке цепи обогрева датчика угробят рабочий датчик очень быстро. Как сам чувствительный элемент, так и обогрев может накрыться из-за периодического пропадания напряжения на обогреве.

Проблема в зарастании чувствительно элемента сажей выхлопа. При включенном подогревателе сажу выжигает.

Рабочая температура датчика 700-800?C.

 

На ХХ не больше 300?C.

 

Для выявления вины датчика в неадекватном поведении автомобиля, датчик отключите, ECU сбросьте.

Машина должна нормально ехать.

Если не едет, значит что-то помимо датчика неисправно.

И посмотрите ошибки, которые вылезут при отключенном датчике. Должны быть P0032 (P0038) - обрыв цепи подогрева датчика. Если другие, то ищите замыкания в проводке.

 

Если собрались отложить на потом разборы с ошибками P0031, P0032, P0037, P0038, датчик следует выкрутить и вкрутить вместо него любой дохлый либо болт M18x1.5.

А иначе, если датчик еще жив, то без подогрева он помрет.

Без фанатизма можно несколько километров до сервиса и с датчиком проехать, но датчик от проводки всетаки лучше отключить.

Мотору ни чего не будет, если остальное все исправно.

Неисправностей у самого датчика может быть несколько:

- Обрыв подогрева датчика

- Медленная либо неправильная реакция чувствительного элемента

 

Ситуация №1 - Чек-Энжин Горит/Периодически загорается

- Первым делом нужно узнать какие ошибки выдает блок управления двигателем (ECU)

- Едем на сервис или подключаем свой комп через адаптер и считываем ошибки

- Так же следует иметь ввиду что ошибки ECU выдает 2-х типов: текущие и из истории, софт как правило их выдает раздельно

 

Наиболее часто встречаемые:

 

P0031 - HO2S Heater Control Circuit Low (Bank 1 Sensor 1) - Замыкание цепи подогрева датчика (Датчик 1 - до катализатора)

В самом датчике практически не встречается, проверяйте проводку к подогреву датчика на предмет короткого замыкания.

Если не устранить, умрет чувствительный элемент датчика.

 

P0032 - HO2S Heater Control Circuit High (Bank 1 Sensor 1) - Обрыв цепи подогрева датчика (Датчик 1 - до катализатора)

Наиболее распространенный случай.

- Обрыв в проводке либо плохой контакт в разъеме. Если не устранить, умрет подогрев датчика.

- Помер полевой транзистор в ECU. Если не устранить, умрет подогрев датчика.

- Помер подогрев датчика - Датчик под замену без вариантов, но проводку все же проверить обязательно.

 

P0037 - HO2S Heater Control Circuit Low (Bank 1 Sensor 2) - Тоже что P0031, но для Датчика 2 - после катализатора

 

P0038 - HO2S Heater Control Circuit High (Bank 1 Sensor 2) - Тоже что P0032, но для Датчика 2 - после катализатора

 

P0131 O2 Sensor Circuit Low Voltage (Bank 1 Sensor 1) - Слишком низкое напряжение сигнала от датчика (Датчик 1 - до катализатора)

- Обрыв/замыкание на "-" сигнального провода от датчика

 

P0132 O2 Sensor Circuit High Voltage (Bank 1 Sensor 1) - Слишком высокое напряжение сигнала от датчика (Датчик 1 - до катализатора)

- Замыкание на "+" сигнального провода от датчика

 

P0134 O2 Sensor Circuit No Activity Detected (Bank 1 Sensor 1) - Не зафиксировано изменения показаний от датчика (Датчик 1 - до катализатора)

- Обрыв / замыкание сигнального провода от датчика

 

P0137 O2 Sensor Circuit Low Voltage (Bank 1 Sensor 2) - Тоже что P0131, но для Датчика 2 - после катализатора

 

P0138 O2 Sensor Circuit High Voltage (Bank 1 Sensor 2) - Тоже что P0132, но для Датчика 2 - после катализатора

 

Если датчиков больше чем 2 (катализаторов больше одного), рассматривайте по аналогии.

 

Затем:

- Определяем тип датчика

- Проверяем цепь подогрева

- Проверяем чувствительный элемент датчика

 

 

Ситуация №2 - Чек-Энжин НЕ Горит/Периодически НЕ загорается

 

Вы/мастер в сервисе грешите на датчик.

Нужно прежде чем этот датчик менять, его проверить.

Т.к. датчиков, применяемых на Subaru несколько, нужно определить какой должен стоять/стоит у вас.

- Определяем тип датчика

- Проверяем цепь подогрева

- Проверяем чувствительный элемент датчика

 

Замена

- Все универсальные датчики - узкополосные

- Универсальные датчики обычно дороже и худшего качества чем тот же датчик для конкретного автомобиля

- Родной узкополосный датчик можно заменить на универсальный узкополосный либо узкополосный от другого автомобиля

- Широкополосных универсальных НЕ бывает

- Широкополосный меняется только на широкополосный родной либо широкополосный от другого автомобиля

 

Замена у.п.

22690-xxxxx заменяется на:

Bosch 0 258 003 xxx

Bosch 0 258 005 ххх (Rh от 3 Ом)

Bosch 0 258 006 ххх (Rh от 8 Ом), более быстро разогревается и готов к работе

(xxx - определяет только длину провода и разьем)

 

Если стоит ДО турбины (т.е. установлен между выпускным коллектором и турбиной), то необходим жаропрочный датчик. Найти долго-живущий жаропрочный - весьма непросто

Bosch предлагает лишь 0 258 986 502 трехпроводный, похожий на то, что может выдержать температуры до турбины

 

Если должна стоять 3х-проводная лямбда , то Серый провод новой лямбды необходимо отправить на землю датчиков MAF или ДПДЗ (на любую сигнальную), не на кузов

Это необходимо для устранения влияния помех от зажигания, нагрузок, тока генератора - по причине отгнивающих соединений массы

При плохой массе на двигатель и серьезной нагрузке на генератор мозги будут норовить забогатить смесь

От помех - взбрыкивания при ровной педали газа

Для самоубеждения измерьте напряжение между сигнальной землей датчиков и массой двигателя во время маслания стартером и сразу после запуска двигателя

 

У родной лямбды сопротивление подогревателя примерно 3.5 Ом, у экземпляра 005 - примерно 2 Ом, внешний вид одинаковый

Обычно короткое замыкание рапортуется на ток 7 А (0.98 Ом при 50% скважности напряжения подогрева, 1,87 Ом при 95% скважности). У вас будет меньше. После нагрева подогревателя сопротивление увеличивается

Если будет вылезать чек при холодном запуске, то при повторном включении его не будет

Другое лекарство - порядка 0.5 Ом последовательно в цепь подогревателя. Резистор от вентилятора (печки) салона во многих авто таков

 

Замена ш.п. Bosch

Если у вас установлен датчик:

22641-AA080

22641-AA100

то это Bosch 0 258 007 084

 

22791-AA00A - Bosch 0 258 007 018

 

Меняются без перепайки и т.п., просто выкручиваете старый и ставите новый.

 

Замена ш.п. Denso

Проверенные замены:

22641-AA140 (22641-AA280) - 89467-33020

22641-AA140 (22641-AA280) - 89467-42020

22641-AA090 - 89467-33020 (перед турбиной зажарился через три месяца, хотя может и не в нём дело)

22641-AA370 - 89467-33080

 

По материалам http://sites.google....tiosensors/home

 

Материал из Википедии:

 

Лямбда-зонд (?-зонд) — датчик кислорода в выпускном коллекторе двигателя. Позволяет оценивать количество оставшегося свободного кислорода в выхлопных газах.

 

Датчик основан на свойствах оксида циркония — ZrO2 и начинает работать только при температурах более 350 °C. Для ускорения прогрева датчика в него монтируют электро-подогреватель, потому обыкновенно датчик имеет пару сигнальных проводов и пару от подогревателя.

 

Рабочий элемент датчика — пористый керамический материал на основе двуокиси циркония, покрытый методом напыления платиной. Выхлопные газы обтекают рабочую поверхность. Датчик реагирует на разницу между уровнем кислорода в выхлопных газах и в атмосфере, вырабатывая на выходе соответствующую разность потенциалов. Первые "лямбда-зонды" были резистивными, т.е. изменяли свое сопротивление. Современные датчики работают как пороговые элементы.

 

Сигнал используется системой управления для поддержания оптимального (стехиометрического, около 14:1) соотношения воздух:бензин в камерах сгорания. В стехиометрии — ? = (реальное к-во воздуха) / (необходимое к-во воздуха)

 

?=1 — стехиометрическая (теоретически идеальная) смесь

?>1 — бедная смесь

?<1 — богатая смесь (избыток бензина, воздуха не хватает для полного сгорания)

Поскольку некоторое количество кислорода ДОЛЖНО присутствовать в выхлопе для нормального дожигания СО и СН на катализаторе, для более точного регулирования используют второй датчик, расположенный за катализатором.

 

ДАТЧИК НА ОСНОВЕ ОКСИДА ЦИРКОНИЯ. В датчике на основе оксида циркония происходят реакции восстановления двуокиси циркония ZrO2 до окиси циркония ZrO, инициируемая платиновым катализатором, покрывающем чувствительный элемент датчика и являющаяся причиной возникновения ЭДС. На поверхности датчика окислительные процессы чередуются с восстановительными, что обеспечивает автоматическое поддержание работоспособности ?-зонда и его высокую чувствительность к изменению концентрации окисляемых компонентов.

 

Для того, что бы подавить реакцию окисления недоокисленных компонентов отработавших газов кислородом чувствительного элемента датчика, то есть прекратить генерацию ЭДС датчиком, необходимо присутствие в отработавших газах избыточного, по отношению к стехиометрическому, количества кислорода. Причем, количество избыточного кислорода растет пропорционально концентрации недоокисленных компонентов отработавших газов. Используя это свойство ?-зонда представляется возможным оценить концентрацию в отработавших газах продуктов неполного сгорания топлива и использовать эту информацию для оценки эффективности работы каталитического нейтрализатора

 

ШИРОКОПОЛОСНЫЙ ДАТЧИК НА ОСНОВЕ ОКСИДА ЦИРКОНИЯ. Разновидность датчика на основе оксида циркония.

 

Основная разница зонда с широкой панелью LSU 4 по отношению к обычным лямбда зондам это комбинация сенсорных ячеек и так называемых накачиваемых кислородом ячеек. Обе ячейки разделены диффузионным зазором шириной от 0,01 до 0,05 мм. Состав его газового содержимого постоянно соответствует ?=1 , что для сенсорной ячейки значит напряжение в 450 милливольт. Поддерживается содержание газа и вместе с ним напряжение сенсора посредством различных напряжений сенсора накачиваемых элементов. При бедной смеси и напряжении сенсора ниже 450 милливольт ячейка выкачивает кислород из диффузионного отверстия. Если смесь влажная и напряжение лежит выше 450 милливольт, ток меняет свое направление, и накачивающие ячейки транспортируют кислород в диффузионные расщелины. При этом интегрированный нагревающий элемент устанавливает температуру области от 700 до 800 град.

 

При отказе датчика система переходит в аварийный режим без коррекции содержания воздуха в смеси.

 

Одной из основных причин отказа датчика в России являлось отравление тетраэтилсвинцом. По мере перехода на качественный неэтилированный бензин эта проблема уходит в прошлое тысячелетие.

0


  Жалоба


Отзывы пользователей


Нет комментариев для отображения



Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зареєструвати аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас